Администрация Спасского сельского поселения
Томский район

Ответы на часто задаваемые вопросы

Можно ли зарегистрировать право собственности на  основании копии решения суда, информация о котором имеется на официальном сайте суда?

Отвечает Татьяна Никитюк начальник отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения и ипотеки:

Тексты судебных актов, например, арбитражных судов, размещаются в информационной системе «Картотека арбитражных дел» в сети Интернет и опубликованные в таком порядке в сети Интернет сведения носят официальный характер.

Однако в силу части 7, 8 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае представления для осуществления учетно-регистрационных действий документов в форме электронных документов, такие документы подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) уполномоченных на то лиц, в том числе должностных лиц.

Также согласно положениям статей 169, 184 Арбитражного процессуального кодекса РФ в арбитражном процессе судебные акты при наличии технической возможности выполняются в форме электронного документа, подписанного УКЭП судьи.

Таким образом осуществление учетно-регистрационных действий на основании размещенных в информационной системе «Картотека арбитражных дел», как и в информационных системах иных судов, документов действующим законодательством не предусмотрено.

Как узнать кадастровую стоимость с применением электронных сервисов Росреестра?

В Томской области в 2023 году проведена государственная кадастровая оценка в отношении всех учтенных в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января 2023 года 765818 объектов капитального строительства.

 При этом, кадастровая стоимость является базовой величиной для исчисления налога на имущество юридических и физических лиц. Кроме того, информация о кадастровой стоимости может быть использована для проведения ряда операций с недвижимостью, например, оформления аренды или наследства.

Новая кадастровая стоимость зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест будет применяться для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2024 года. 

  В связи с чем, каждому собственнику необходимо знать новую кадастровую стоимость принадлежащих им квартир, домов и других объектов.

В этом могут помочь электронные сервисы Росреестра, которые созданы на сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru/eservices/) и позволяют оперативно получить информацию о любом объекте недвижимости, в том числе сведения о кадастровой стоимости.

Самым популярным сервисом является «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online». С помощью этого сервиса можно посмотреть не только кадастровую стоимость объектов недвижимости (в том числе помещений (квартир, офисов) и дату, по состоянию на которую она определена, но и получить общую информацию об объекте недвижимости, его размерах, точном адресе, зарегистрированных правах и наличии обременений. Поиск проводится как по кадастровому номеру объекта недвижимости, так и по его адресу.

  Большим функционалом обладает и сервис «Публичная кадастровая карта» (https://pkk.rosreestr.ru/). Этот инструмент позволяет узнать кадастровую стоимость объектов капитального строительства (зданий, сооружений) и земельных участков.  По кадастровому номеру или адресу можно выбрать любой отображенный на карте объект и ознакомиться с данными о нем, в том числе и с его кадастровой стоимостью.

 Сервис «Получение сведений из Фонда данных государственной кадастровой оценки» предоставляет возможность заинтересованным лицам получить информацию о кадастровой стоимости объектов, в том числе о том, как она была определена. Поиск в нем проводится по кадастровому номеру. Базы данных сервиса также содержат сведения о ходе и результатах проведения государственной кадастровой оценки. В этом же сервисе можно скачать отчет об итогах государственной кадастровой оценки, ознакомиться с информацией о том, какой региональный орган власти принял решение о проведении государственной кадастровой оценки, узнать наименование бюджетного учреждения, подготовившего отчет об итогах государственной кадастровой оценки, а также реквизиты акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.

 Не только узнать кадастровую стоимость, но и подтвердить ее, можно с помощью выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Такая выписка предоставляется в разделе «Услуги и сервисы» — «Предоставление сведений ЕГРН» по запросам любых лиц бесплатно в срок не более трех рабочих дней.

Таким образом, востребованность в электронных сервисах Росреестра среди заявителей - это не только дань времени, но и отличная возможность экономить время и средства.

Оксана Бобкова 

начальник отдела землеустройства мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии                                             

Теперь Росреестр совместно с прокуратурой РФ наблюдает за проведением арбитражными управляющими процедур банкротства застройщиков

На межведомственном совещании по вопросам восстановления прав граждан - участников долевого строительства, состоявшемся в Генеральной прокуратуре Российской Федерации, принято решение о проведении прокурорами субъектов Российской Федерации совместно с территориальными органами Росреестра проверок выполнения арбитражными управляющими, участвующими в делах о банкротстве застройщиков, своих обязанностей и оценке достаточности контроля за деятельностью арбитражных управляющих со стороны саморегулируемых организаций.

В связи с необходимостью усиления контроля за ситуацией при проведении процедур банкротства застройщиков, Управление на текущий момент осуществляет наблюдение за 13 такими организациями, находящимися в процедурах банкротства.

Управлением также налажено взаимодействие с прокуратурами Томской области по обмену информацией по таким предприятиям.

В целом банкротство застройщиков проводится по общим правилам, установленным Федеральным законом от 26.10.2022 №127-ФЗ «О несостоятельности банкротстве» (далее – Закон о банкротстве). Однако есть ряд особенностей, направленных на защиту прав участников строительства. Например,  дело о банкротстве может рассматриваться арбитражным судом не по месту нахождения застройщика, а по месту нахождения объектов строительства или большинства участников строительства.

Наблюдение и финансовое оздоровление не применяются при банкротстве застройщика. Сразу вводится конкурсное производство, впоследствии оно может быть заменено на внешнее управление.

Конкурсными управляющими (внешними управляющими) в деле о банкротстве застройщика утверждаются арбитражные управляющие, соответствующие установленным Законом о банкротстве требованиям и в обязательном порядке аккредитованные публично-правовой компанией «Фонд развития территорий».

Важной обязанностью арбитражного управляющего при банкротстве застройщика является ведение реестра требований участников строительства, который является частью реестра требований кредиторов, так как денежные требования участников строительства и требования участников строительства о передаче соответствующих объектов недвижимости предъявляются конкурсному управляющему, который самостоятельно рассматривает такие требования и включает их в реестр.

«Специалисты Управления для реализации поставленных задач принимают участие во всех собраниях кредиторов застройщиков-банкротов. По результатам изучения документов, представляемых арбитражными управляющими собранию кредиторов должника-банкрота, проводится анализ деятельности арбитражных управляющих на предмет исполнения ими обязанностей, установленных законодательством о банкротстве, при выявлении нарушений возбуждается дело об административном правонарушении» -  рассказала Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.

Татьяна Казакова

начальник отдела правового обеспечения, по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций                                                                                 

Новое в законодательстве, регулирующем порядок распоряжения общим имуществом собственников недвижимости

Изменениями, внесенными в действующее законодательство, уточнен правовой режим общего имущества собственников недвижимых вещей.

Так, глава 16 Гражданского Кодекса РФ дополнена новым параграфом - «Общее имущество собственников недвижимых вещей». Ранее законодательством Российской Федерации не были предусмотрены особенности права общей долевой собственности собственников недвижимых вещей на общее имущество.

Внесенными изменениями предусматривается, что собственникам недвижимых вещей, расположенных в пределах определенной в соответствии с законом общей территории и связанных физически или технологически, либо расположенных в здании или сооружении, принадлежит на праве общей долевой собственности имущество, использование которого предполагалось для удовлетворения общих потребностей таких собственников при создании или образовании этих недвижимых вещей, а также имущество, приобретенное, созданное или образованное в дальнейшем для этой же цели (общее имущество).

Собственник недвижимой вещи вправе получать информацию о любых решениях, принятых общим собранием собственников недвижимых вещей, от лиц, на которых в силу закона или решения общего собрания собственников возложены обязанности по хранению такой информации.

Установлены правила отчуждения доли в праве общей собственности на общее имущество, а также порядок владения, пользования и распоряжения таким имуществом.

Доля в праве общей собственности на общее имущество, принадлежащее собственнику одной недвижимой вещи, пропорциональна площади принадлежащей ему соответствующей недвижимой вещи.

«Очень важным является законодательное закрепление норм о том, что доля в праве общей собственности на общее имущество следует судьбе права собственности на недвижимую вещь, не может быть выделена в натуре и не может быть отчуждена отдельно от права собственности на недвижимую вещь. Собственник недвижимой вещи не вправе также совершать иные действия, влекущие передачу такой доли отдельно от права собственности на недвижимую вещь. Сделки, совершенные с нарушением указанных положений, ничтожны», - рассказала Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.

Также конкретизированы правила несения собственниками недвижимых вещей расходов и издержек по содержанию и сохранению общего имущества.

Каждый собственник недвижимой вещи обязан соразмерно со своей долей в праве общей собственности на общее имущество участвовать в уплате связанных с общим имуществом платежей.

Татьяна Казакова

начальник отдела правового обеспечения, по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций     

«Поставить бесхозяйный объект на учет теперь можно  с помощью Госуслуг»

Росреестром принят новый приказ от 15.03.2023 № П/0086 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (Порядок), который вступил в силу с 05.12.2023.

Согласно указанного Порядка органы местного самоуправления обращаются с заявлением о постановке  на учет бесхозяйного объекта в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Однако  лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов, помимо обычного порядка подачи документов на учетно-регистрационные действия (посредством личного обращения в многофункциональный центр либо при наличии УКЭП через официальный сайт) теперь смогут обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (ЕПГУ).

Таким образом законодатель упростил и ускорил порядок постановки на учет бесхозяйных линейных объектов (коммуникаций).

Нотариальные сделки теперь можно регистрировать с одновременным оформлением электронной закладной

Внедрение электронной закладной позволило существенно упростить процедуру оформления ипотечной сделки, но теперь процедура оформления закладной стала еще более простой - цифровые сервисы Федеральной нотариальной палаты были подключены к сервисам Росреестра.

Нотариусы смогут подписывать закладную своей электронной подписью и передавать ее в Росреестр вместе с документами для регистрации прав на недвижимость.

Возможность оформления электронных закладных через нотариуса повышает удобство проведения ипотечных сделок для сторон и при этом не делает их менее надежными в юридическом плане.

Также сокращается срок проведения сделки, при нотариальной форме право и ипотека будут зарегистрированы в течение дня, после чего  закладная будет передана в депозитарий для постоянного хранения и учета. Ранее заемщику приходилось направлять ее самостоятельно, получив специальную электронную подпись.

Управление Росреестра по Томской области проводит «горячие» телефонные линии с 12 по 16 февраля

12 февраля 2024 года с 14:00 до 17:00 часов заместитель начальника отдела регистрации недвижимости жилого назначении и договоров долевого участия в строительстве Харитонова Наталья Леонидовна ответит на вопросы граждан по теме: «Особенности учета изменений сведений в ЕГРН на дом блокированной застройки» по телефону 8 (3822) 65-02-47.

14 февраля с 10:00 до 13:00 часов заместитель начальник отдела государственного земельного надзора Шмыков Антон Александрович ответит на вопросы граждан по теме: «Порядок разрешения земельных споров» по телефону 8(3822) 51-28-48

16 февраля с 10:00 до 13:00 главный специалист отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Черноусова Светлана Олеговна ответит на вопросы граждан по предоставлению сведений, полученных в результате мониторинга земель по телефону 8(3822) 51-30-22

Также «горячие» телефонные линии пройдут на территории муниципальных образованиях Томской области.

14 февраля с 9:00 до 13:00 начальник Северского межмуниципального отдела ответит Валеев Илья Зайнулович ответит на вопросы граждан по теме: «О наложении и снятии арестов с недвижимости» по телефону 8(3823) 90-11-76

14 февраля с 9:00 до 13:00 главный специалист-эксперт   Колпашевского межмуниципального отдела Богданова Наталья Анатольевна ответит на вопросы граждан по государственному земельному надзору по телефону 8(38258)21-70-4

В Томской области доступен сервис «Земля для стройки» по поиску и покупке земли под строительство жилья

Управление Росреестра по Томской области продолжает информировать о работе проекта «Земля для стройки».

«Земля для стройки» – единый информационный ресурс по поиску и покупке земельных участков и территорий, созданный Росреестром на базе Публичной кадастровой карты (далее – ПКК). Ресурс призван помочь гражданам, инвесторам и застройщикам, и в более эффективном управлении землей и недвижимостью. С помощью сервиса можно не только найти интересующий гражданина участок, но и заполнить форму обращения и отправить его в уполномоченный орган.

«Росреестром создана технология по отображению планируемых к вовлечению в оборот и предоставлению гражданам и предпринимателям земель на ПКК. Воспользоваться им можно из любого региона удаленно в удобное время» – отмечает руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

Сервис «Земля для стройки» расположен на официальном сайте Росреестра (rosreestr.gov.ru). Переход на ПКК доступен сразу с главной страницы сайта. Прямой адрес ПКК: https://pkk.rosreestr.ru.

В правом углу экрана в меню «Слои» нужно выбрать пункт «Земля для стройки». В таком случае карта отобразит земельные участки на всей территории РФ. Можно приблизить нужный регион и выбрать участок «на местности». Удобство выбора заключается в том, что на ПКК можно сразу посмотреть расположение земли относительно других земельных участков, а также водных объектов. Также можно осуществить поиск сразу же по интересующему региону. Для этого в верхнем углу слева, в строке поиска, выбираем «Земля для стройки» и пишем номер региона следующим образом: 70:*. В результатах отобразятся все доступные участки, а на самой карте они будут отмечены синими кружками. С помощью этих отметок можно быстро перейти к интересующему участку. При переходе в карточку объекта отобразится подробная информация об участке: площадь, адрес объекта, категория земель, кадастровая стоимость и прочее. Из карточки земельного участка можно сразу же направить заявку о своей заинтересованности в уполномоченный орган, нажав на кнопку «Подать обращение» в информационном окне объекта.

В целях проведения анализа эффективности использования земельных участков, в том числе находящихся в федеральной собственности, для определения возможности вовлечения их в оборот в целях жилищного строительства действует оперативный штаб, созданный при Управлении Росреестра по Томской области.

По данным оперативного штаба в январе 2024 года на ПКК размещены сведения о 65 земельных участках, имеющих потенциал вовлечения в оборот в целях жилищного строительства.

Кроме того, с начала действия сервиса «Земля для стройки» по состоянию на 1 января 2024 года в Томской области выявлено 294 земельных участка общей площадью 1141,56 га, из них:

- 147 земельных участков общей площадью 773,14 га, которые могут быть вовлечены в оборот в целях жилищного строительства;

- 147 земельных участков общей площадью 368,41 га, которые уже вовлечены в оборот в целях жилищного строительства.

В настоящее время сервис помогает инвесторам, застройщикам планировать свою деятельность, развивать жилищное строительство, повышать комфортность проживания людей на территории Томской области.

Оксана Бобкова начальник отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии

«Почти в 3 раза увеличилось количество заявлений томичей о невозможности совершения сделок с недвижимостью без личного участия собственника»

В течение 2023 года в Управление Росреестра по Томской области поступило 5002 заявления о невозможности регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия собственника. По сравнению с 2022 годом, когда таких заявлений поступило 1823, количество их увеличилось почти в 3 раза.

Каждый владелец недвижимого имущества в целях дополнительной защиты его от мошеннических действий может подать заявление о невозможности регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения объекта недвижимости без его личного участия.

При подаче такого заявления в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) вносится соответствующая запись. Наличие такой записи в ЕГРН является основанием для возврата без рассмотрения заявления, представленного на государственную регистрацию прав на эту недвижимость другим лицом.

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова:

«Увеличение количества поступающих заявлений о запрете сделок с недвижимостью  без  личного  присутствия правообладателя объясняется упрощением процедуры подачи такого заявления. Теперь подать его можно не только через офисы многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг, но и в электронном виде через Госуслуги.

 Чтобы подать такое заявление, нужна подтвержденная учетная запись на Госуслугах и приложение «Госключ» с усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). Она оформляется бесплатно прямо в приложении.».

Наталья Соболевская 

начальник отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН 

«Итоги работы Управления по федеральному государственному земельному контролю (надзору) за 2023 год»

За 2023 год Управлением Росреестра по Томской области (далее – Управление) проведено 890 контрольных (надзорных) мероприятий по  соблюдению земельного законодательства. По результатам контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных Управлением выявлено 451 нарушение земельного законодательства. В результате мер, принятых к нарушителям земельного законодательства, устранено 39 нарушений.

Большинство выявленных правонарушений - самовольное занятие земельных участков и использование земельных участков не по целевому назначению.

Кроме того, Управлением проведено 758 профилактических мероприятий, в т.ч. 351 информирование посредством СМИ и официального сайта в сети «Интернет», выдано 246 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований, проведено 59 профилактических визитов, проведено 102 консультирования контролируемых лиц.

В целях недопущения нарушений требований земельного законодательства, предусмотренных ст. 7.1 КоАП РФ (самовольное занятие земельного участка), необходимо освободить самовольно занятые земли, либо оформить права на них.

В целях недопущения требований земельного законодательства, предусмотренных ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ (использование земельного участка не по целевому назначению), необходимо прекратить использование земельного участка не в соответствии с его категорией и видом разрешенного использования, либо изменить характеристики земельного участка (категорию, вид разрешенного использования) в соответствии с фактическим видом использования земельного участка.

Александр Ткачев

начальник отдела государственного земельного надзора

Итоги реализации программы социальной газификации в 2023 году

По всей стране реализуется программа социальной газификации, которая позволяет бесплатно подводить газ к границам земельных участков граждан.

Этим правом могут воспользоваться владельцы земельных участков, которые находятся в границах газифицированных населенных пунктов. Программа социальной газификации предполагает, что если в населенном пункте есть газовая труба, то до границы участка ее проведут бесплатно.

В Томской области немало населенных пунктов, к которым уже подведены газовые сети, однако дома по различным причинам не подключены к газу.

Управление Росреестра по Томской области в рамках своей компетенции оказывает содействие органам власти и региональным операторам газификации (ООО «Газпром газораспределение Томск» и ООО «Русский проект») в осуществлении учетно-регистрационных действий на введенные в эксплуатацию объекты сетей газораспределения, подходящие к земельным участкам граждан.

Так, в результате взаимодействия с операторами газификации в  Томской области в течении 2023 год было поставлено на государственный кадастровый учет и произведена государственная регистрация прав в отношении 386 объектов сетей газораспределения, а также запланировано проведение работ еще  в отношении более 25 тысяч объектов газификации.

Татьяна Никитюк

начальник отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения

«Итоги работы по выявлению правообладателей ранее учтенной недвижимости в 2023 году»

С 29 июня 2021 года на территории Томской области проводятся мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости в рамках Федерального закона от 30 декабря 2020 года № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о выявлении), направленного, прежде всего, на внесение в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) актуальных и достоверных сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости, а также на защиту их прав и имущественных интересов.  

Согласно  положениям Закона о выявлении правообладателей, органы местного самоуправления (уполномоченные органы) проводят мероприятия по выявлению и внесению в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов, снятию с учета объектов недвижимости, прекративших свое существование, а также по постановке на учет и внесению сведений в ЕГРН по выявленным объектам недвижимости, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН, наполняя тем самым ЕГРН полными и достоверными сведениями.

По итогам реализации на территории Томской области Закона о выявлении правообладателей по состоянию на 01.12.2023 в отношении  19 819 ранее учтенных объектов недвижимости осуществлена государственная регистрация прав, в том числе 8 436 объектов недвижимости - за муниципальными образованиями.

В отношении 1 131 объекта недвижимости в ЕГРН внесена отметка о выявленном правообладателе.

20 430 объектов сняты с государственного кадастрового учета в связи с тем, что прекратили свое существование, или в результате выявления дублирования сведений об объекте.

Наталья Соболевская

начальник отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН                                           

Изменение сведений о депозитарии по электронным  закладным скоро будет  доступно во ФГИС ЕГРН

Статьей 13.1 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» установлен порядок изменения условий документарной закладной и обездвижения документарной закладной. В частности, при передаче обездвиженной документарной закладной в другой депозитарий новый депозитарий обязан уведомить об этом орган регистрации прав и обязанное по такой закладной лицо.

В рамках пилотного проекта по приему и обработке уведомлений, предусмотренных данной нормой права, Росреестром совместно с АО «ДОМ.РФ» апробирован временный порядок взаимодействия с депозитариями в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории ряда субъектов Российской Федерации.

В этой связи по поступившим в Управление Росреестра Томской области уведомлениям, государственными регистраторами прав  во ФГИС ЕГРН (АРМ для работы с электронными закладными) успешно осуществлено изменение осуществляющего хранение закладной депозитария по первым объектам недвижимости.

В настоящее время ведётся работа по масштабированию направления депозитариями данных уведомлений по объектам недвижимости, расположенным на территории всех субъектов Российской Федерации.

Направление уведомлений об осуществлении хранения закладной при передачи ее из другого депозитария в территориальные органы Росреестра будет временно осуществляться с использованием электронной почты.

Татьяна Никитюк,

 начальник отдела регистрации объектов  недвижимости  нежилого назначения

«Государственный земельный надзор на защите прав и законных интересов граждан»

Как раньше, так и в актуальное время быт и деятельность граждан очень тесно связаны с земельными участками.

Как показывает практика в настоящее время ситуация с земельными участками (с выявлением неучтенных, определением и созданием новых, установкой и уточнением их границ) всё больше приводится в порядок, что, соответственно, приводит к большему количеству надлежащим образом оформленных и зарегистрированных за гражданами земельных участков.

А поскольку земельные участки находятся можно так сказать в одной плоскости, то увеличилось и количество соприкосновений прав граждан в области земельных правоотношений, как с положительным, так и отрицательным оттенком.

Это замечательно, когда граждане самостоятельно и обоюдно решают какие-либо проблемы в рамках действующего правового поля и договоренностей. Но также остаются или возникают ситуации, когда граждане не могут найти способ разрешения конфликтов при принятии решений, при котором отсутствуют принципиальные возражения у заинтересованных лиц. Причем стоит учитывать, что есть ситуации, при которых не всегда есть однозначно виновная сторона, которая злоупотребляет своими правами и тем самым нарушает права другой стороны. Где-то конфликтная ситуация может развиться из непредумышленных действий или противоречии действующих документов. В самых неоднозначных и сложных ситуациях в действующем законодательстве (пункт 1 статьи 64 Земельного кодекса РФ) прямо предусмотрено разрешение споров проблем в судебном порядке (включая оспаривании результатов межевания или оспаривание зарегистрированных прав граждан), где при необходимости даже может быть назначена судебная экспертиза.

Но в любом случае остаются бытовые конфликты интересов, при которых возникает посягательство на имущественные права граждан, в результате чего может быть причинен ущерб законным правам и интересам лиц. Такие ситуации зачастую требуют более оперативного вмешательства в спорную ситуацию, для чего государством предусмотрена специальная административная система по защите прав и интересов граждан в области земельного законодательства.

Определенным набор функций по государственному земельному надзору на территории Томской области уполномочено Управление Росреестра по Томской области (далее - Управление). Почти аналогичным набором функций, но уже на уровне муниципального земельного контроля наделены органы местного самоуправления (Администрация Города Томска, Администрация Томского района).

Основными сферами правоотношений, за которыми осуществляется контроль (надзор) органами государственной власти и органами местного самоуправления, являются:

- недопущение самовольного занятия земельного участка и использование земли без установленных прав (ответственность предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ);

- использование земельного участка не по целевому назначению (ответственность предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ);

- неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в течение установленного законом срока (ответственность предусмотрена частью 3 статьи 8.8 КоАП РФ);

Стоит отметить, что зачастую уже после мер воздействия (таких как предписание, предостережение, административный штраф) нарушение требований земельного законодательства прекращаются со стороны граждан-правонарушителей.

Если же и указанных мер будет недостаточно, то последнее слово уже может быть только за судебной инстанцией.

Александр Ткачев

начальник отдела государственного земельного надзора    

«Возможность списания долгов гражданина после завершения процедуры его банкротства в суде»

Всё имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное (приобретенное) после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, то есть является средством удовлетворения требования кредиторов должника-гражданина.

Если финансовый управляющий не сможет реализовать принадлежащее ему имущество и кредиторы откажутся от принятия такого имущества в счет погашения своих требований к должнику, после завершения реализации имущества гражданина восстанавливается его право распоряжения указанными имуществом.

После завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.

Освобождение гражданина от обязательств не допускается в случае, если: вступившим в законную силу судебным актом гражданин привлечен к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве; гражданин не предоставил необходимые сведения или предоставил заведомо недостоверные сведения финансовому управляющему или арбитражному суду; доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве гражданина, гражданин действовал незаконно, в том числе совершил мошенничество, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности,  уклонился от уплаты налогов, предоставил кредитору заведомо ложные сведения при получении кредита, скрыл или умышленно уничтожил имущество.

В указанных случаях арбитражный суд в определении о завершении реализации имущества гражданина указывает на неприменение в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств либо выносит определение о неприменении в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств, если эти случаи выявлены после завершения реализации имущества гражданина.

«Требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации» - пояснила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

Освобождение гражданина от обязательств не распространяется также на требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина.

Татьяна Казакова

начальник отдела правового обеспечения, по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций

Кадастровая стоимость объектов капитального строительства изменится  с 2024 года

Действующим законодательством установлен, начиная с 2022 года, единый цикл оценки и единая дата оценки - раз в четыре года. А для городов федерального значения - раз в два года по их решению. Это создает дополнительные удобства для собственников недвижимости, особенно если она находится в нескольких регионах.

При этом во всех субъектах РФ без учета ограничений по периодичности проведены в 2022 году – государственная кадастровая оценка земельных участков, в 2023 году – государственная кадастровая оценка зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест.

В Томской области в 2023 году государственная кадастровая оценка проводилась в отношении всех учтенных в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января 2023 года 765818 объектов капитального строительства.

Определение кадастровой стоимости на территории Томской области осуществляет Областное государственное бюджетное учреждение «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» (ОГБУ «ТОЦИК»).

Результаты государственной кадастровой оценки утверждены приказом Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 24.11.2023 № 59 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, расположенных на территории Томской области».

С приказом можно ознакомиться на официальном сайте департамента (https://dugs.tomsk.gov.ru/) в разделе «Документы», подразделе «Нормативные правовые акты» и на официальном интернет - портале правовой информации (http://publication.pravo.gov.ru/). Приказ  вступает в силу по истечении одного месяца после дня его официального опубликования, а именно 29 декабря 2023 года.

Новая кадастровая стоимость зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест будет применяться для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2024 года. 

С целью получения разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, а также в случае наличия ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, юридические и физические лица, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления могут обратиться в ОГБУ «ТОЦИК» по адресу: 634009, г. Томск, ул. Розы Люксембург, д. 17, стр. 2, тел. для справок: 907-944, 907-933. Подробная информация (форма заявлений, способы направления) размещена на сайте ОГБУ «ТОЦИК» (https://gko70.ru).

Оксана Бобкова

начальник отдела землеустройства и мониторинга земель,  кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии                                             

В Томской области завершаются мероприятия по установлению связи объектов капитального строительства с земельными участками

Институт государственной регистрации прав в Российской Федерации введен законодательством лишь в 1997 году, поэтому в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) содержатся сведения из различных унаследованных информационных систем. Не всегда качество этих данных является полным и достоверным.

Поэтому одной из основных задач в деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) является формирование полного и точного ЕГРН.

При этом, одним из параметров полноты сведений ЕГРН, законодательство определяет установление взаимосвязи («привязки») сведений об объектах недвижимого имущества (зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства) со сведениями о земельных участках, в пределах которых расположены эти зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства.

В целях реализации данной задачи Управление Росреестра по Томской области (Управление) на протяжении последних лет активно проводило мероприятия по выявлению сведений для определения местоположений зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках и внесению полученных сведений в ЕГРН.

При проведении указанных мероприятий Управлением использовались все способы получения необходимой информации для «привязки» объектов капитального строительства к земельным участкам, а именно:

- работа с документами архивного фонда ЕГРН;

- взаимодействие с органами местного самоуправления, крупными правообладателями объектов недвижимости и т.д.

Как итог этой работы – наличие установленных связей с земельными участками в отношении 89% от общего количества зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, расположенных на территории Томской области.

 «Проводимая работа по наполнению ЕГРН полными и достоверными данными в первую очередь направлена на защиту прав и повышение качества оказываемых населению услуг» – отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

Елена Терехова

заместитель начальника отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН           

Механизм оспаривания/ установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной

На территории Томской области с 1 июля 2022 года применяется новый досудебный порядок урегулирования споров о величине кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии с положениями статьи 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Дата перехода установлена Постановлением Администрации Томской области от 24.03.2022 № 102а.

Заявления заинтересованных лиц об установлении кадастровой стоимости и земельных участков и объектов капитального строительства в размере их рыночной стоимости, в случае если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, рассматриваются бюджетными учреждениями, определившими кадастровую стоимость.

На территории Томской области таким учреждением является ОГБУ «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» (ОГБУ «ТОЦИК»), который расположен по адресу: 634009, г. Томск, ул. Розы Люксембург, д. 17, стр. 2; адрес электронной почты: gko@kadastr.gov70.ru; телефон для справок: 8 (3822) 907-944(внутренний: 63427, 63428) – отдел по работе с гражданами и документами, 907-933 - телефон горячей линии.

Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.

 К заявлению должен быть приложен отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа.

  Форма заявления, требования к его заполнению, перечень необходимых документов, а также принятые решения размещены на сайте ОГБУ «ТОЦИК» (https://www.gko70.ru) в разделе «Установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости».

Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости.

Заявление об установлении рыночной стоимости подается в ОГБУ «ТОЦИК» или многофункциональный центр заявителем лично, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении в адрес ОГБУ «ТОЦИК» или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг, и подлежит рассмотрению в течение тридцати календарных дней со дня его поступления.

Установленная бюджетным учреждением кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости будет применяться для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации,  с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Оксана Бобкова

начальник отдела землеустройства и мониторинга земель,  кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии      

«Совместные мероприятия Росреестра и органов прокуратуры способствуют существенному снижению задолженности по заработной плате в процедурах банкротства предприятий»

В соответствии с поручениями Росреестра Управление осуществляет наблюдение за организациями, которые находятся в банкротстве и имеют задолженность по заработной плате перед работниками. Систематически проводится анализ деятельности арбитражных управляющих, которые утверждены судом в процедуры банкротства таких предприятий (должников),  на предмет исполнения ими обязанностей, установленных законодательством о банкротстве, в том числе по вопросу выплаты задолженности по заработной плате работникам.

По словам руководителя Управления Росреестра по Томской области Елены Золотковой: «На текущий момент таких предприятий 16. В течение 2023 года по 6 организациям задолженность перед работниками была погашена на общую сумму более 8 миллионов рублей за счет реализации имущества должника банкрота».

Вместе с тем, в банкротство «уходят» новые предприятия и список организаций, имеющих задолженность по заработной плате перед работниками, пополняется. Выявление таких организаций имеет важное значение для проведения своевременного анализа проводимой арбитражными управляющими (которые становятся в силу закона руководителями должников) работе по выявлению имущества банкрота, его реализации и проведению расчетов с кредиторами, в том числе с работниками должника.

Управлением налажено взаимодействие с прокуратурами районов области и с прокуратурой Томской области по обмену информацией по таким предприятиям.  Проводятся совместные проверки деятельности арбитражных управляющих, и, в случае выявления нарушений, принимаются меры по привлечению арбитражных управляющих к административной ответственности.

По результатам анализа документов Управлением готовятся справки о нарушениях законодательства о банкротстве, допущенных конкурсными управляющими, и направляются в органы прокуратуры для принятия мер реагирования.

 Прокуратурой Томской области проводятся заседания постоянно действующей межведомственной рабочей группы по координации работы в сфере надзора за соблюдением трудовых прав граждан. На заседаниях при участии представителей Управления рассматриваются вопросы погашения задолженности по оплате труда, в том числе предприятий банкротов, вырабатываются меры, направленные на сокращение задолженности перед работниками таких предприятий.

Татьяна Казакова

начальник отдела правового обеспечения, по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций                                            

«Как внести изменения в ЕГРН заинтересованному лицу»

Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) является сводом достоверных, систематизированных сведений  о недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, основаниях их возникновения и правообладателях.

Важную роль в системе ведения и наполнения ЕГРН играет межведомственное информационное взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления, а также других ведомств, с органом регистрации прав.

Межведомственное взаимодействие подразумевает возложение обязанности на органы государственной власти и местного самоуправления осуществлять обмен информацией и документами, находящимися в их распоряжении, для внесения соответствующих сведений об объектах недвижимости, правообладателях в ЕГРН и их актуализацию.

Орган регистрации прав после получения документов в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо вносит информацию об объектах недвижимости, либо принимает решение о невозможности внесения соответствующих сведений в ЕГРН. При этом орган регистрации прав уведомляет правообладателей объектов недвижимости о внесении таких сведений в ЕГРН.

Однако на практике некоторые граждане могут столкнуться с ситуацией, когда какие-то сведения ЕГРН не актуализированы, например, адрес объекта недвижимости, реквизиты документа, удостоверяющего личность правообладателя, или сведения о наличии ограничений/обременений в отношении объекта недвижимости.

«Если установленный срок внесения сведений в порядке межведомственного взаимодействия истек, и такие сведения по какой-то причине не были внесены в ЕГРН, заинтересованное лицо может обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в ЕГРН» –  поясняет начальник отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Томской области Наталья Соболевская.  Под заинтересованными лицами закон понимает граждан и юридических лиц, чьи права и обязанности могут быть затронуты. Закон не обязывает их предоставлять вместе с заявлением необходимые подтверждающие документы. Орган регистрации прав сам в течение трех рабочих дней запросит их в органах государственной власти и местного самоуправления. Однако закон и не лишает заинтересованное лицо права представить такие документы самостоятельно, что будет способствовать скорейшему уточнению данных. Внесение изменений в ЕГРН производится без уплаты государственной пошлины.

Подать заявление об уточнении сведений можно либо лично через офисы многофункционального центра вне зависимости от места расположения недвижимости, места жительства или адреса нахождения заявителя, либо в электронном виде через «Личный кабинет» официального сайта Росреестра (https://rosreestr.gov.ru) или Единый портал государственных услуг (Госуслуги) (https://www.gosuslugi).ru.

Принят новый порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей

Росреестром принят новый приказ от 15.03.2023 № П/0086 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», который вступает в силу со дня признания утратившим силу старого порядка, закрепленного  Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931.

Новый порядок отражает внесенные изменения в статью 225 Гражданского кодекса РФ о том, что с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами муниципального самоуправления, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов.

При этом лица, обязанные эксплуатировать линейные объекты, теперь смогут обращаются с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (ЕПГУ).

Из изменений также можно отметить и то, что теперь в качестве бесхозяйного на учет может быть также поставлен объект незавершенного строительства, в то время как раньше на учет в качестве бесхозяйного принимались только здания, сооружения, помещения.

Татьяна Никитюк

Начальник отдела регистрации объектов  недвижимости нежилого назначения и ипотеки                                                   

«Отмена предписания об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства»

Согласно ч. 1 ст. 94 Федерального закона № 248-ФЗ от 31.07.2020 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» должностным лицом контрольного (надзорного) органа, вынесшим решение, рассматриваются следующие вопросы, связанные с исполнением решения:

1) о разъяснении способа и порядка исполнения решения;

2) об отсрочке исполнения решения;

3) о приостановлении исполнения решения, возобновлении ранее приостановленного исполнения решения;

4) о прекращении исполнения решения.

Решение о прекращении исполнения предписания принимается по ходатайству контролируемого лица или по представлению инспектора:

- в случае ликвидации юридического лица, смерти физического лица, которым было выдано (должно быть выдано) предписание об устранении нарушения земельного законодательства;

- при наличии достаточных оснований (отсутствие события административного правонарушения, вступившее в силу решение суда, нахождение виновного лица в месте лишения свободы и другие);

- в случае прекращения прав на земельный участок у контролируемого лица, которому выдано предписание;

- в случае, если предписание об устранении нарушения не было получено контролируемым лицом до окончания срока устранения нарушения, указанного в Предписании, и при условии наличия сведений, подтверждающих неоднократное направление и безуспешное вручение Предписания лицу, которому оно выдано.

Как отметила заместитель руководителя Управления Росреестра по Томской области Людмила Лабуткина: «Контролируемое лицо информируется о месте и времени рассмотрения вопросов, связанных с исполнением предписания. Неявка контролируемого лица без уважительной причины не является препятствием для рассмотрения соответствующих вопросов».

Информация о решениях, если они повлекли за собой отмену или изменение решения, вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.

Александр Ткачев 

начальник отдела  государственного  земельного надзора         

«Эксперты Томского Росреестра напоминают о необходимости сохранения геодезических пунктов»

Геодезические пункты и их охранные зоны. Пункты государственной геодезической сети (ГГС) – инженерные конструкции, закрепляющие точки земной поверхности с определёнными плановыми координатами и высотными отметками. ГГС позволяет равномерно и с необходимой точностью распространить на всю страну единую систему координат и высот.

 Сами геодезические пункты состоят, как правило, из наземного сооружения – геодезического знака, подземного сооружения – центра геодезического пункта, а также наружного оформления в виде окопки или насыпи. Главной частью геодезического пункта является заглубленный в грунт центр. Он и является носителем координат. Иногда геодезический пункт имеет площадку для работы специалиста. В городах геодезические пункты часто располагаются на зданиях.

Геодезические пункты определенным образом размещенные и закрепленные на местности образуют геодезические сети. Государственная геодезическая сеть покрывает всю территорию Российской Федерации и служит для выполнения научных и научно-технических задач, а также топографических съемок всех масштабов и должна удовлетворять различным требованиям народного хозяйства и обороны страны. Чаще всего государственная геодезическая сеть применяется для составления проектов, межевых и технических планов, различных строительных и хозяйственных работ.

 Создание геодезических сетей является сложной, дорогостоящей работой, ответственность за которую несёт Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. Пункты государственных геодезических сетей, построенные за счет средств федерального бюджета, относятся к федеральной собственности и находятся под охраной государства. Для обеспечения долговременной сохранности и опознаваемости на местности геодезические пункты имеют соответствующее внешнее оформление, к которому относятся железобетонные, металлические или асбоцементные опознавательные столбы с охранными таблицами и надписями «Геодезический пункт. Охраняется государством», опознавательные канавы вокруг наружных знаков или центров, ограды, курганы, валы из камней, деревянные срубы, заполненные грунтом, трафареты на скалах и т.д.

 Контроль за соблюдением установленных действующим законодательством требований к обеспечению сохранности геодезических пунктов осуществляет Росреестр через свои территориальные Управления, уполномоченные на осуществление федерального государственного геодезического надзора. В том числе проводятся мероприятия по установлению охранных зон пунктов государственной геодезической сети и внесению их в Единый государственный реестр недвижимости. Границы охранной зоны пункта на местности представляют собой квадрат (сторона 4 метра), стороны которого ориентированы по сторонам света и центральной точкой (точкой пересечения диагоналей) которого является центр пункта.

У собственников и пользователей объектов недвижимости, на которых расположены геодезические пункты и их охранные зоны, возникает административная ответственность за неуведомление территориального Управления Росреестра об уничтожении, повреждении или о сносе таких пунктов.

Кроме того, в пределах границ охранных зон пунктов запрещается:

 - убирать, перемещать, засыпать или повреждать составные части пунктов;

- проводить работы, размещать объекты и предметы, возводить сооружения и конструкции, которые могут препятствовать доступу к пунктам без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов;

- осуществлять горные, взрывные, строительные, земляные (мелиоративные) и иные работы, которые могут привести к повреждению или уничтожению пунктов;

 - проводить работы, не обеспечивающие сохранность пунктов.

Собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы земельных участков, на которых установлена охранная зона пункта, обязаны обеспечить возможность подъезда (подхода) заинтересованных лиц к указанным пунктам при выполнении геодезических и картографических работ, а также при проведении ремонта и восстановлении указанных пунктов.

Кроме того, органы местного самоуправления также должны понимать, что на их территории находятся такие важные объекты и учитывать это при распоряжении земельными участками.

Повреждение, уничтожение геодезических пунктов и похищение материалов, из которых они изготовлены, влекут за собой ответственность виновных лиц в соответствии с действующим законодательством.

 На территории Томской области расположено 2844 геодезических пункта. В отношении всех пунктов ГГС установлены охранные зоны.

Оксана Бобкова

начальник отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки, геодезии и картографии

«Общественный совет при Росреестре - эффективный инструмент для обратной связи с гражданами, бизнесом, профессиональными участниками рынка»

Общественный совет призван обеспечить учёт потребностей и интересов, а также защиту прав и свобод наших граждан и прав общественных объединений, негосударственных некоммерческих организаций при осуществлении государственной политики в части, относящейся к сфере деятельности Управления, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью Управления. Можно сказать, что Общественный совет является совещательно-консультативным субъектом общественного контроля.

Основными целями деятельности Общественного совета являются: осуществление общественного контроля за деятельностью Управления, участие в мониторинге качества оказания государственных услуг, реализации контрольной функции, хода проведения антикоррупционной и кадровой работы, а также иных вопросов. Для этого совет наделен всеми необходимыми правами: от запросов на предоставление всей необходимой  информации до создания специальных комиссий, рабочих групп и привлечения экспертов.

Общественный совет формируется на основе добровольного участия в его деятельности граждан, представителей общественных объединений, иных негосударственных некоммерческих организаций. К кандидатам есть определенные требования, но они в основном направлены на то, что бы член совета был довольно компетентным и имел определенный опыт работы с вопросами, которые связаны со сферой полномочий Управления. В составе совета присутствуют представители профессиональных объединений и сообществ, чья деятельность в той или иной мере связана с работой Росреестра. В том числе в составе Общественного совета при Управлении есть представители Томской областной нотариальной палаты, СМИ, Торгово-промышленной палаты Томской области, а также представители землеустроительных и оценочных организаций. Такой профессиональный состав в первую очередь способствует получению оперативной обратной связи и крайне конструктивному взаимодействию при решении целей и задач, направленных на повышение качества предоставляемых государственных услуг.

Первое заседание Общественного совета при Управлении состоялось в 2012 году. По мере накопления тем и вопросов, которые следует обсудить, раньше стабильно пару раз в год проводились заседания совета. В настоящее время количество заседаний в течение года увеличилось. Это как раз говорит об акценте на повышении эффективности, качества и скорости предоставления государственных услуг для наших граждан. И в этом, безусловно заинтересованы все стороны и участники.

Как собственники недвижимого имущества могут обезопасить себя от мошеннических действий

Для того чтобы уберечь свою собственность, нужно знать основные методы защиты и своевременно их применять.

Действующее законодательство к одному из способов защиты имущественных прав относит внесение в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения такого объекта недвижимости. Такая запись вносится в ЕГРН только в случае представления заявления о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения такого объекта недвижимости без личного участия лица, указанного в ЕГРН в качестве собственника объекта недвижимости, или его законного представителя.

Для внесения данной отметки в ЕГРН собственнику необходимо лично обратиться в офис приема документов Томского областного многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг (МФЦ) с заявлением о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения такого объекта недвижимости без его личного участия, либо в личном кабинете на сайте Росреестра (при наличии усиленной квалифицированной электронной подписи).

Также действующим законодательством предусмотрен популярный сейчас электронный способ проведения операций с недвижимостью, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП).  Чтобы оформить сделку купли-продажи или дарения недвижимости, принадлежащей физическому лицу, дистанционно, то есть в электронном виде, ее собственнику необходимо предварительно представить в орган регистрации прав на бумажном носителе заявление о возможности регистрации перехода прав с использованием электронной подписи. Такое заявление представляется в орган регистрации прав лично собственником недвижимости или его законным представителем через любой офис МФЦ независимо от места нахождения объекта недвижимости.

Если такая запись в ЕГРН отсутствует, то документы, представленные электронным способом участниками сделки, будут возвращены органом регистрации прав им без рассмотрения, и сделка не состоится. Другими словами, без разрешения правообладателя зарегистрировать переход права собственности на основании электронных документов (например, на основании электронного договора купли-продажи) невозможно.

Наталья Харитонова

Исполняющая обязанности начальника отдела объектов недвижимости жилого  назначения   и договоров долевого участия в строительстве                         

«Требования к заявлению о нарушениях положений земельного законодательства»

Законодательством установлено, что обращения граждан и организаций, содержащие сведения о причинении вреда или об угрозе причинения вреда  охраняемым законом ценностям, принимаются контрольным (надзорным) органом к рассмотрению:

1) при подаче таких обращений гражданами и организациями либо их уполномоченными представителями непосредственно в контрольный (надзорный) орган либо через многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг лично с предъявлением документа, удостоверяющего личность гражданина, а для представителя гражданина или организации - документа, подтверждающего его полномочия;

2) при подаче таких обращений граждан и организаций после прохождения идентификации и аутентификации заявителя посредством единой системы идентификации и аутентификации на едином портале государственных и муниципальных услуг, региональных порталах государственных и муниципальных услуг или на официальных сайтах контрольных (надзорных) органов в сети «Интернет», а также в информационных системах контрольных (надзорных) органов;

3) при иных способах подачи таких обращений (заявлений) гражданами и организациями после принятия должностным лицом контрольного (надзорного) органа мер по установлению личности гражданина и полномочий представителя организации и их подтверждения.

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова отметила: «В случае, если при подаче жалобы о нарушении требований земельного законодательства личность заявителя не была подтверждена, то сотрудники Управления в ходе рассмотрения жалобы пригласят его к себе с паспортом с целью подтвердить личность».

Данная мера была установлена с целью минимизации ситуаций, когда граждане пишут заявление о нарушении требований законодательства от третьих лиц без получения разрешения о написании такого заявления.

Кроме того, гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает наименование государственного органа, в которое направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин может приложить к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

В обращении, поступившем в государственный орган в форме электронного документа, гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

Александр Ткачев

начальник отдела государственного земельного надзора    

«Консультирование по вопросам государственного земельного надзора»

Согласно ст. 50 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ) должностное лицо контрольного (надзорного) органа по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляет консультирование, т.е. дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Консультирование осуществляется без взимания платы.

Консультирование может осуществляться должностным лицом контрольного (надзорного) органа как по телефону, посредством видео-конференц-связи, так и на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия.

Как отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова: «По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется. Контролируемое лицо вправе направить запрос о предоставлении письменного ответа».  

При осуществлении консультирования должностное лицо контрольного (надзорного) органа соблюдает конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц контрольного (надзорного) органа, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия, а также результаты проведенных в рамках контрольного (надзорного) мероприятия экспертизы, испытаний.

Информация, ставшая известной должностному лицу контрольного (надзорного) органа в ходе консультирования, не может использоваться контрольным (надзорным) органом в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.

Александр Ткачев

начальник отдела государственного земельного надзора    

Как подать заявление о возврате излишне уплаченных денежных средств, не выходя из дома?

Управление Росреестра по Томской области разъясняет, как не выходя из дома подать заявление и вернуть излишне уплаченную госпошлину, если она была перечислена ошибочно или в большем размере.

Важно! Не выходя из дома можно подать заявление о возврате в следующих случаях:

- если подача заявления на государственную регистрацию права собственности осуществлялась в электронном виде и оплата госпошлины производилась через портал «Госуслуги»;

- если оплата госпошлины производилась через портал «Госуслуги», то документ подтверждающий её оплату не требуется.

Размеры государственной пошлины установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.

Вернуть госпошлину можно полностью или частично сформировав заявление в электронном виде через личный кабинет сайта Росреестр в разделе «Мои услуги и сервисы – Иное – Возврат платы и государственной пошлины». Далее, следуя подсказкам, необходимо заполнить данные о заявителе, платеже, подлежащем возврату, прикрепите необходимые документы и подпишите заявление перед отправкой, усиленной квалифицированной электронной подписью (ЭЦП).

Если пользователь зарегистрирован на портале «Госуслуги», то на сайте Росреестра регистрироваться не нужно, вход в личный кабинет портала Росреестра происходит с помощью учетной записи портала «Госуслуги».

Заявление можно подать в течении трех лет с момента оплаты, а деньги возвращаются в течении месяца с момента подачи заявления.

Татьяна Демина

начальник отдела финансово-экономического и административно-хозяйственного обеспечения          

Реализация проекта «Земля для туризма» в Томской области

Росреестром совместно с ППК «Роскадастр» запущен ресурс «Земля для туризма» на публичной кадастровой карте (ПКК), который содержит информацию о земельных участках (территориях), возможных для вовлечения в туристскую деятельность.

К проекту Росреестра «Земля для туризма» менее чем за год присоединились 38 регионов России. На их территории по состоянию на июль 2023 года выявлено 349 пригодных для туристических нужд участков площадью почти 4 тыс. га (3 799,8 га).

«Благодаря проекту ведомством выявлены и включены в туристический реестр объекты из 41 региона страны. Это свидетельствует о масштабности и универсальности нашего подхода к развитию туристической инфраструктуры. По состоянию на начало октября текущего года в реестр внесено 393 объектов и 506 территорий общей площадью более 5030 га. Мы продолжим работу по формированию базы данных о территориях, пригодных для различных видов строительства, что будет способствовать дальнейшему развитию туристической отрасли в России», - отметил руководитель Росреестра Олег Скуфинский

Мероприятия проводятся по поручению заместителя Председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина.

Соглашение о взаимодействии Росреестра и Администрации Томской области в рамках реализации проекта «Земля для туризма» подписано 24 марта 2023 года.

В рамках осуществления мероприятий по выявлению объектов туристского интереса и земельных участков и территорий вблизи таких объектов постоянно действующим оперативным штабом по проведению анализа эффективности использования земельных участков, созданном в Управлении Росреестра по Томской области, выявлен объект туристского интереса - «Храм Спаса Нерукотворного» (адрес - Томский р-н, с. Коларово, пер. Кооперативный, д. 14), и шесть земельных участков общей площадью 528 781 кв.м. (52,8 га),  расположенных вблизи указанного объекта.

«На выявленных участках инвесторы смогут создать объекты туристского притяжения и современной инфраструктуры. Все это станет очередным стимулом для экономического развития региона и, как следствие, повышения качества жизни в нем.» - отметила Елена Золоткова – Руководитель Управления Росреестра по Томской области.

Информация об 1 территории и 6 земельных участках размещена на публичной кадастровой карте Росреестра (pkk.rosreestr.ru) в разделе «Земля для туризма».

Благодаря данному сервису любое заинтересованное лицо может подобрать участок для своего проекта на публичной кадастровой карте и непосредственно на ресурсе в онлайн-режиме подать заявку в орган исполнительной власти, уполномоченный на его предоставление.

Подробную инструкцию по поиску на публичной кадастровой карте земельных участков и территорий, возможных для вовлечения в туристическую деятельность, и подаче обращений в отношении них, содержит указанный информационный ресурс (ПКК).

«Постоянно действующим оперативным штабом по проведению анализа эффективности использования земельных участков, созданном в Управлении Росреестра по Томской области, продолжается работа по выявлению земельных участков и территорий, возможных для вовлечения в туристскую деятельность.» - отметила Елена Золоткова – Руководитель Управления Росреестра по Томской области. 

Анастасия Юркевич

начальник отдела регистрации земельных участков                          

У меня кооперативная квартира, которую я построил 15 лет назад. Могу ли я сейчас зарегистрировать на нее права собственности? И как это сделать?

На вопрос отвечает Наталья Харитонова, заместитель начальник отдела объектов недвижимости жилого назначения и договоров долевого участия в строительстве:

«Да, Вы можете оформить право собственности на кооперативную квартиру. Для государственной регистрации права собственности на кооперативную квартиру Вам необходимо представить:

  1. заявление правообладателя об осуществлении государственной регистрации права собственности;
  2. документ, удостоверяющий личность заявителя;
  3. документ, подтверждающий полномочия представителя правообладателя (если от имени правообладателя действует его представитель);
  4. справка о полном внесении (полной выплате) паевого взноса, подписанная уполномоченным лицом кооператива.

Также следует обратить внимание, присвоен ли объекту кадастровый номер, так как государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором уже внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

За государственную регистрацию права, в соответствии со ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации уплачивается государственная пошлина в размере 2000 рублей.

Указанный перечень является примерным, и с учетом конкретной ситуации могут быть затребованы иные документы.

Заявление и документы Вы можете представить на бумажном носителе - посредством личного обращения в любой из офисов приема ОГКУ «Томский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню многофункциональных центров (информацию об адресах времени работы офисов приема можно получить, воспользовавшись ссылкой https://md.tomsk.ru либо по телефонам регионального центра телефонного обслуживания 8-800-350-08-50 (звонок бесплатный на территории всей Томской области) 8 (3822) 602-999 (городской номер телефона); а также в форме электронных документов и (или) электронных образов документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет»».

Укажите текст вопроса 

Укажите текст ответа 

Укажите текст вопроса 

Укажите текст ответа 

Укажите текст вопроса 

Укажите текст ответа 

Укажите текст вопроса 

Укажите текст ответа 

Укажите текст вопроса 

Укажите текст ответа 

Укажите текст вопроса 

Укажите текст ответа 

Другие 

Другие 

Изображения.

Не нашли ответ на свой вопрос?

Свяжитесь с нами через форму обратной связи

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie